Интервью с директором по продажам Николаем Никульниковым.
Какие европейские бренды, кроме известных многим (АВВ, Шнайдер Электрик, Сименс, Данфос, Филипс), покинули Российский рынок?

Зарубежные производители электротехники продолжают уходить из России. Одной из последних (25 января 2023 года) об уходе заявила французская компания Legrand, которая производит разнообразное электрооборудование — от удлинителей до зарядок для электромобилей.

Ушедшие компании разделились на 2 лагеря: одни делают безапелляционные заявления о полном прекращении работы на российском рынке, другие осторожно говорят о приостановлении поставок и ищут способы восстановления объемов продаж. В список тех, кто относятся к первому лагерю, можно отнести бренды АВВ, Siemens, EATON, Rittal, Omron, Hensel, Mennekes, WAGO.

Не теряют оптимизма относительно перспектив сохранения своих позиций на российском рынке компании Systeme Electric (образованная в результате продажи бизнеса Schneider Electric в РФ и Беларуси локальному руководству), а также компания VEDA MC (образованная в результате контролируемого выхода группы Danfoss из рынков России и Беларуси).
Какие бренды смогли уже сейчас полноценно заменить ушедших? В чем их преимущество?

С первых дней введения санкций против РФ перед нашей Компанией встали важные задачи: пересмотреть продуктовую стратегию таким образом, чтобы:
  • портфель брендов закрывал потребности клиентов различных сегментов (от розничного магазина до крупного промышленного холдинга);
  • сохранить клиентскую базу;
  • не потерять динамику продаж.

В ходе выполнения этих задач сложилось понимание, что открываются хорошие возможности для российских и зарубежных производителей электротехники, которые могут на равных конкурировать с европейскими брендами. В марте 2022 года в Компании активно начался процесс замещения европейских производителей, который продолжается по сей день. Этот непростой в реализации процесс разделяется на два вектора:

  • расширение ассортимента ТОП и ПРЕМИУМ брендов линейками, которые в совокупности с ранее выпускаемыми могут составить комплексное решение;
  • заключение договоров поставки с новыми для Компании поставщиками продукции, заведение в систему их номенклатуры, загрузка цен и сроков поставки.

За прошедших год складская матрица ТОП и ПРЕМИУМ брендов значительно выросла несмотря на то, что из нее «выпали» 3 049 SKU позиций АВВ + Schneider Electric. Информация о расширении ассортимента наших стратегических партнеров достаточно широко анонсируется на корпоративном портале BITRIX24, а также силами региональных представителей поставщиков, которые проводят регулярные обучения сотрудников «Русского Cвета» и клиентов.

Пользуясь случаем, хотелось бы обратить внимание наших сотрудников на новые имена на трансформирующемся рынке электротехники.

Так российский бренд Systeme Electric планирует до конца 2023 года перекрыть 60-80% ассортиментной линейки Schneider Electric, обеспечив наличие продукции на собственных складах в РФ. Кроме того, стоит брать во внимание усиление позиций тех дистрибьюторов, которые разместят основные линейки Systeme Electric на собственных складах, поскольку продукция кроме проектной гаммы не планируется к постоянному поддержанию на складах Systeme Electric в РФ.

В настоящий момент «Русский Свет» размещает заказ на 150 млн. руб. для формирования складских запасов в таких категориях как частотный привод, устройства плавного пуска, автоматы в литом корпусе, контакторы и аксессуары. Не маловажно, что в семейство брендов группы компаний Systeme Electric входят бренд DEKraft, имеющий глобальный опыт и современные технологии, и бренд МЕХАНОТРОНИКА, который предлагает заказчикам широкую гамму технических решений по релейной защите и автоматике для энергетических объектов классов напряжения от 0,4 до 220 кВ. Таким образом, продукция Systeme Electric позволяет сделать предложение и DYI-сети, и розничному магазину, и монтажнику, и заказчику на промышленном предприятии.

Бренд VEDA MC предлагает потребителям низковольтные и высоковольтные преобразователи частоты, устройства плавного пуска, промышленные логические контролеры.
Турецкий производитель EMAS, который недавно стал доступен в нашем продуктовом портфеле для клиентов сегментов «Промышленные предприятия» и «OEM-предприятия», имеет широкий выбор комплектующих для электрощитового, лифтового и промышленного оборудования: таких как кнопки нажимные, концевые выключатели, кулачковые переключатели, пульты управления, посты ревизии, тумблеры, светосигнальная арматура.
Для монтажников и сборщиков щитового оборудования очень интересен бренд Klemsan, который предложил российскому рынку широкий ассортимент электротехнических клемм, кабельных наконечников, промышленных разъемов и профессиональных инструментов.


Не может не радовать появление в нашем портфеле продуктов, которые являются узкоспециализированными и направленными на решение сложных и ответственных задач. Это бренды ОВЕН (автоматизации промышленных процессов и инженерных сетей зданий) и РОСВАКУУМ (производство вакуумного коммутационного оборудования, предназначенного для установки в распределительные устройства и трансформаторные подстанции).
Ну и самый главный козырь в руках Компании «Русский Свет» — это наличие стратегического договора с компанией CHINT, ведущим мировым поставщиком интеллектуальных решений в области производства и распределения электроэнергии.

Приведу лишь некоторые цифры, которые скажут о возможностях «Русского Света», связанных с этим брендом:

  • Количество складских позиций бренда CHINT - 1144 (для сравнения: на 01.02.2022 года складских позиций ABB 640 SKU (из которых 130 SKU – электроустановка), складских позиций Schneider Electric 2409 SKU (из которых 1454 SKU – электроустановка));
  • Стоимость остатков бренда CHINT на центральных складах компании 1,06 (!!!) млрд руб., что сопоставимо со складскими запасами ТОП-партнеров Компании «Русский Свет»
  • Стоимость склада CHINT в Томилино превышает 2,3 млрд руб. (в ценах нашей закупки);
  • Совокупность стоимость оборудования, реализованного АВВ, Schneider Electric, Siemens на территории РФ в 2021 году, 180 млрд руб.

Эти цифры показывают нам потенциал и определяют направление приложения усилий: клиенты (предприятия, сборщики щитового оборудования, розничные магазины, СМО, DYI-сети), которые покупали оборудование у «европейцев» напрямую, или у компаний-конкурентов.

Что ещё мы можем сделать или уже сделали, чтобы не снизить наш уровень сервиса для клиента в связи с такой ситуацией?

Сервис – это основное, что отличает нас от других компаний-дистрибьюторов на электротехническом рынке. Его уникальность, целевое использование, профессиональный подход делают Компанию «Русский Свет» незаменимым партнером для наших клиентов. Поэтому с начала введения санкций появились или стали более актуальными следующие сервисы «Русского Света»:

  • увеличенный складской запас по основным брендам. На сегодняшний день он составляет более 14 млрд руб., что на 30 % выше показателей февраля 2022 года;
  • подбор аналогов (в систему загружена информация об аналогах, которую предоставили наши поставщики. Также стоит отметить, что портал RS24 автоматически подбирает аналоги, анализируя на совпадение совокупность обязательных технических характеристик позиций. Коды европейских брендов переведены в специальный «технический» статус, когда стоит запрет на размещение заказа, но можно посмотреть информацию о товарах-аналогах);
  • возможность поставки европейского оборудования через наших оптовых партнёров (например, из Казахстана). Однако следует отметить, что использование данного сервиса сопряжено с рядом условий: 100% предоплата со стороны клиента и отсутствие точных сроков поступления товара.
Ваше экспертное мнение:


В связи с импортозамещением, как изменилась и, возможно, ещё изменится ситуация на рынке электротехники? Как это отразится на работе нашей компании?

Несомненно, рынок наполнится предложениями большого количества малоизвестных производителей электротехники, многие из которых недооценивают роль и добавочную стоимость дистрибьютора в цепочке поставок и, как следствие, будут работать напрямую с клиентами, используя, в основном, инструмент «первой цены».

Для нейтрализации этого вызова в Компании «Русский Свет» пристальное внимание уделяется компетенции менеджеров, а также формируются отдельные узкоспециализированные подразделения, чьи знания и опыт будут сосредоточены на клиентах определенных сегментах: проектных институтах, предприятиях оборонно-промышленного комплекса, сборщиках щитового оборудования, холдинговых структурах, ЦОДах, предприятиях электротранспорта. Наша задача: предложить фокусное техническое решение и уникальный сервис.

Можем ли мы в ближайшей перспективе столкнуться с дефицитом электротоваров? Какой группы/категории? И каковы будут наши действия в такой ситуации?

Уже сейчас потребители столкнулись с нехваткой высокотехнологичных электротехнических материалов (процессоров, систем автоматизации, программного обеспечения) в связи с дефицитом комплектующих. Необходимо активизировать процесс поиска поставщиков этих групп товаров, причем обратить внимание следует на производителей из азиатских стран, прежде всего на Китай и Индию.
Как и благодаря чему компания пережила процесс переключения с одних брендов на другие?

Оцениваю процесс перехода как успешный – благодаря фокусировке команды Дирекции по продажам на планах по продвижению ТОП и ПРЕМИУМ брендов, а также на целевых задачах, определяющих инструменты продвижения этих брендов в клиентские сегменты и отрасли.